Программа расселения ветхого и аварийного жилья в Российской Федерации стала действовать с 2014 года. В соответствии с указом Президента РФ, до сентября 2017 года необходимо расселить более 11 млн. кв. метров жилья и около 777 тысяч человек. Понятно, что в связи с кризисом темпы реализации программы не всегда соответствуют желаниям властей и естественно появляются новые идеи, дающие, по мнению их авторов возможность совершить качественный «скачок» в решении проблемы.
В наших предыдущих статьях от 16 января 2015 года «Закон о переселении из аварийного жилья: по «справедливости» или как?» и от 29 января 2015 года «Проект закона о расселении аварийного жилья — собственник или бомж?» мы анализировали последствия признания жилых домов аварийными и подлежащими сносу для нанимателей по договорам социального найма в свете предложенного Минстроем РФ проекта Федерального закона «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда». В указанном Проекте закона предлагался новый порядок признания жилых домов аварийными и соответственно расселения жителей, проживающих в данных домах.
В настоящее время в средствах массовой информации обсуждается новое предложение, подготовленное уже группой депутатов Госдумы о внесении в Жилищный кодекс РФ поправок о возможности расселения жителей аварийных домов за пределы их муниципальных образований. Предлагается прописать в законе, что жилье за пределами муниципального образования, будет предоставляться с письменного согласия граждан. В пояснительной записке отмечается, что данная мера позволит ускорить расселение, поскольку в ряде регионов строительство не ведется или является очень дорогостоящим. Согласно действующему законодательству, при расселении аварийных домов люди получают жилье в границах того же муниципального образования. Переселять граждан в другие населенные пункты можно и сейчас, но в определенных случаях, предусмотренных действующим законодательством. Как известно большинство тех, кто нуждается в переселении из аварийного жилья находится на попечении региональных и городских бюджетов, а у тех чаще всего нет денег на строительство новых домов, и соответственно вопрос с переселением тянется годами. Вот отсюда и возникает одно из мнений, что если убрать из статьи 89 Жилищного кодекса РФ оговорку «в соответствии с Федеральным законом…» и дать возможность субъектам федерации без привязки к программам в рамках Федерального закона 185 переселять граждан в другие населенные пункты, это расширит возможности субъектов федерации. Конечно, в этом есть смысл. Есть ли в этом смысл? С одной стороны действительно вокруг особенно больших городов существуют населенные пункты («маленькие города» — чаще всего райцентры), где с жильем меньше проблем – в первую очередь дешевле. Вот депутаты и предлагают внести поправку, которая создаст единую базу муниципальных квартир и домов для каждого региона. Эксперты опасаются, что в этом случае в ряде городов на эти цели строительство вообще свернут или урежут финансирование – т.е. чиновники будут использовать эту лазейку для того, чтобы не решать проблему жилья в больших городах для расселения аварийных домов, где оно относительно дорого, а строить в малых городах и деревнях, где оно будет намного дешевле. Дешевле строить там, где нет работы, проблемы с детскими, особенно дошкольными учреждениями и вообще с городской инфраструктурой.
Ведь именно по этим причинам люди с этих населенных пунктов (особенно молодежь) и стремиться переехать в крупные города. Внесение же указанных поправок в Жилищный кодекс РФ усугубит данные проблемы.
Да и схема переезда из одного города в другой сложна. Ведь даже в одном городе возникают споры между чиновниками и расселяемыми гражданами о месте предоставления нового жилья – не устраивает предлагаемый район, проблемы с детскими учреждениями и т.д.. и это там, где власти волей-неволей должны решать вопросы. А что будет, когда данные проблемы лягут на плечи местных властей небольших городов, где своих проблем «не разгрести», а тут еще «пришлые» с их проблемами? Вот и получится, что приезжим предоставят на новом месте не совсем то, что обещали власти на прежнем месте жительства.
Конечно, решать проблему расселение аварийного жилья необходимо и соответственно не стоять на месте, а искать пути выхода. Может быть, в будущем люди и будут стремиться в небольшие города, и данная идея депутатов и найдет свое воплощение в жизнь, но только тогда, когда предварительно будут решены «местные» проблемы.