Градостроительство в Новосибирске: «селитьба» вместо благоустройства, новостройки советского пошиба и амбиции власти

застройка Новосибирска

Насколько эффективна градостроительная политика в Новосибирске? Если посмотреть на существующее состояние дел, то может зародиться сомнение насчет того, что есть некий градостроительный план развития нашего города. Посудите сами.

Что-то не так в нашей столице…

Город развивается неравномерно. Растут новые жилые районы с современным подходом обустройства инфраструктуры, который принято называть «умный» дом, например, «Ясный берег», «Оазис», «Европейский берег», «Бавария». Но они находятся на периферии, в спальной зоне постсоветского окружения, и большой погоды не делают. В целом же окраинные микрорайоны хаотично расползаются все дальше, их вообще лучше назвать не «микрорайоны новостроек», а другим словом, более точно определяющим их суть — «селитьба». Поселились, и на этом спасибо, об остальном не спрашивайте.

Тенденция благоустройства же центра города одна — уплотнение, уплотнение и еще раз уплотнение. А нужно бы наоборот — вынос промышленных объектов на периферию и благоустройство центра за счет освободившихся площадей.

Левобережная часть центра Новосибирска с площадью Карла Маркса и вовсе потеряла свой вид. Еще в нулевые ее расхватали все, кто мог договориться с тогдашней властью, застроили не зданиями, а квадратными метрами так, что больше выжать просто невозможно. Здесь, чтобы вернуть исторический облик застройке, нужна безжалостная хирургическая операция по сносу новоделов.

Новостройки Новосибирска являют удручающую картину: за ярким фасадом скрываются дома с неблагоустроенной придомовой территорией и планировкой с нарушением норм. Дома с современной комфортной планировкой составляют ничтожную часть общего фонда новостроек по причине их непомерной стоимости. И если сбросить со счетов внешнее впечатление, на которое устремлены в первую очередь усилия застройщиков, качество нового жилья ничуть не выше советского.

Превалирует самая низкая планка стоимости и соответственно качества, даже там, где работали проектировщики из Европы. Например, квартиры в «Европейском береге» спланированы европейскими архитекторами с очень низкими потолками, неудобным внутренним пространством. Конечно, они знают, что для жителей сибирских и дальневосточных районов нужны потолки выше европейского стандарта из-за особых условий воздухообмена и что эти и другие особенности были прописаны еще в нормативах советского периода. Но прописаны они в рекомендательном, а не обязательном режиме, а на такие «тонкости» сейчас никто не обращает внимания. Да и жильцы знают, что если что не так, то они всегда смогут переделать — такая у нас живучая практика переделок. И поэтому — покупают!

А что же власти?

А власти ведут себя как власти любой столицы — амбициозно, что не способствует, конечно, ее продуманному развитию. Считается, что Новосибирск — великая столица всей Сибири, поэтому у нас все правильно, о проблемах своего развития пусть думают Томск, Красноярск, Барнаул, а мы и так хорошие, у нас и так все получится как надо. А иначе как объяснить, что градостроительной политикой в Новосибирске занимаются три разных специализированных ведомства — комитет по архитектуре, строительству и… транспорту.

Согласитесь, найти общий вектор архитекторам и транспортникам трудно, вот и «тянут» они общий воз каждый в свою сторону, тут бы и нужно скоординировать их работу властям мэрии, но им кажется, что и так хорошо. Тем временем транспортники и архитекторы делают каждый свое дело в отдельности да еще подстраиваются под застройщиков.

Это еще одна сила, которая влияет на градостроительную политику. И эта сила, похоже, берет верх и начинает диктовать свои условия. Перед ними бессильна даже администрация. У всех еще на слуху скандал, связанный с отказом мэра Новосибирска Анатолия Локтя назвать общественности тех застройщиков, которые имеют гигантские долги за аренду земель. Может, мэр считает, что количественные показатели заложенных новостроек спасут ситуацию и деньги вскоре поступят, но надежды на это мало. Все: и экономисты, и политики — прогнозируют, что 2016 будет еще более сложным, покупательская способность продолжит снижение, квартиры продаваться не будут. Застройщикам долги не с чего будет выплачивать. Поэтому, скрывая должников, мэрия может спровоцировать дополнительные проблемы городского бюджета.

Правда, радикальная смена власти в городе полтора года назад все-таки положительно сказалась на попытках координировать градостроительные процессы. Например, создаются рабочие группы из гражданских активистов для принятия согласованных решений в строительстве и транспорте. Но это все большие частные компании со своей политикой и интересами, поэтому добиться здесь быстрого результата не получится. Скорее всего, рабочие группы помогут в создании моделей будущего. Но отсутствие средств на стратегические разработки тормозит и эту работу. А когда средства будут, никто не будет ждать стратегических разработок, надо будет строить. Замкнутый круг?

Что светит в перспективе

Перспектив у развития Новосибирска две, они полностью противоположны. Первая идея развития связана с позицией Федерального центра, который видит Новосибирск в роли центра оборонной промышленности. Это своего рода индустриализация-2. Такое уже было в 30-е годы советского периода, когда тяжелую промышленность Новосибирска поднимали совместно с заводами Форда, а город строили с помощью немецких архитекторов. Но что даст новая индустриализация Новосибирску? Даже если средств на оборонку будет выделяться достаточно, стабильного развития не получится. Потребности в оружии небезграничны, это, скорее, стратегия катастрофы, а не развития.

Вторая концепция — постиндустриальное развитие города. Сейчас Новосибирск и не город еще в полном смысле этого слова, а мешанина разрушающихся промышленных предприятий и старых и новых жилых территорий. Здесь нет образа культурной среды, сложившегося архитектурного облика, единства масштаба. Ощутить себя горожанами могут лишь те, кто проживает в «тихом центре», это линия Красного проспекта в совокупности с улицами Фрунзе и Кирова.

Попытки создать новые городские зоны есть, это, например, ПЛП, Технопарк, которые активно развивают вокруг жилые территории.   Есть интересные современные бизнес-центры, некоторые жилые комплексы. Но нужно что-то делать и с отработавшими промышленными зонами, переформатировать их, например, в склады, офисы, жилье (лофт — это модно!). Вокруг этих зон тоже можно создать удобную инфраструктуру в шаговой доступности.

Какая из этих двух концепций развития Новосибирска будет преобладающей — пока неизвестно. Власть должна наконец решить, каким она хочет видеть Новосибирск в будущем и взять бразды консолидации архитектурно-строительно- транспортного процесса в свои руки ради реализации единой градостроительной политики. Ради того, чтобы мы почувствовали себя не селянами, а горожанами в своем городе.

По материалам интервью архитектора

Андрея Буслаева для издания Promin.ru

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.

Рейтинг@Mail.ru