На официальном сайте Кремля появилось поручение Президента правительству о создании государственного компенсационного фонда долевого строительства. Определена и дата — фонд начнет функционировать с 1 декабря текущего года. Поручение Владимира Путина направлено на улучшение ситуации дольщиков в случаях, когда застройщик оказался банкротом. Фонд направит свои средства на возмещение убытков пострадавшим гражданам и завершение обанкротившегося строительства. Источник формирования фонда — взносы застройщиков в размере 1% от средств каждого договора о долевом участии. В сумме это должно составить до 35 млрд рублей в год, что должно хватить для решения поставленных задач.
Обманутые дольщики — все еще не решенная проблема
Предлагаемые поправки в закон о долевом строительстве 214-ФЗ должны решить проблемы обманутых участников долевого строительства, которых насчитывается на сегодняшний день в России около 75 тыс. человек. Зафиксировано также наличие в общей сложности 943 проблемных долгостроя. Несмотря на то, что по поводу недобросовестных застройщиков возбуждено более 2 тысяч уголовных дел, ситуация коренным образом не меняется. Новый фонд будет действовать по аналогии с АСВ (Агентства по страхованию вкладов). Участники строительного рынка встретили эту инициативу Президента неоднозначно, на страницах федеральных изданий публикуются различные точки зрения по этому поводу. Обзор мнений самих застройщиков, банкиров и риелторов публикует «РБК-Недвижимость».
Мнение бизнеса (Александр Ручьев, президент ГК «Мортон»)
В этом году принято немало новых мер по защите участников долевого строительства, и это правильно, пора ужесточать требования к тем, кто берет деньги граждан и тратит их не по назначению. Аналогичная создаваемому фонду структура уже есть — Общество взаимного страхования застройщиков, но решающего регулирующего значения она не приобрела. Почему? Компенсационный фонд тоже может стать мертворожденной схемой, если не будет продуман механизм его работы. Такое предложение от сообщества бизнесменов уже имеется, представлено в Минстрой РФ и ЖКХ, где проходит стадию обсуждения. Мы видим выход в том, чтобы сделать прозрачной деятельность застройщиков и создать закон о санации.
В настоящее время механизм санации действует в банковской сфере, он отлично подходит и для строительной отрасли. Так мы предотвратим появление проблемных компаний и проблемных ситуаций с дольщиками. Механизм действия прост: при банкротстве застройщика и невозможности компенсировать убытки дольщикам со стороны гарантирующей организации (страховой компании, банка) запускается процесс санации компании. Средства для компенсации будет давать государство в виде низкопроцентных банковских кредитов. Процесс санации должен происходить максимально открыто для государства и дольщиков.
Банки уже «обкатали» этот механизм, и он показал свою действенность. Банк-санатор получает дешевый кредит на цели санации сроком на десять лет, делает компенсационные выплаты клиентам проблемного банка и предпринимает оздоровление финансовой деятельности санируемого банка. Застройщики также могли бы выбрать себе единого страховщика — санатора, убытки которого будут компенсироваться доходами от страховки и продажей достроенного объекта.
Мнение риелторов: Владислав Луцков, директор риелторского агентства Est-a-Tet:
Относительно защиты дольщиков принято уже достаточно решений. Действует закон страхования гражданской ответственности, согласно которому дольщики в случае банкротства застройщика получают компенсацию не в третью очередь, как было раньше, а в первую. Это гораздо больше шансов получить денежные средства от страховой организации (банка, общества взаимного страхования или страховой компании). По сути это и есть компенсационный фонд, работающий в интересах дольщиков.
Затем были ужесточены правила использования денежных средств дольщиков: увеличили уставной капитал компаний-застройщиков (не менее 5% от стоимости будущего объекта строительства и 1 млрд., если застройщиком выступают несколько юрлиц). Укрепились и способы защиты граждан-дольщиков: уголовная ответственность за обман, усиление контроля, замена страхования гражданской ответственности гарантией банков и т. д. Зачем же нужен еще компенсационный фонд, ведь нагрузка на строительный бизнес и так уже велика?
Понятно, что страховые компании неохотно работают со строительными организациями, так как не всякая страховая компания может выплатить такие огромные суммы в случае банкротства крупного застройщика. Поэтому страхование гражданской ответственности работает не в полную силу. Компенсационный фонд помог бы в этом случае, но возникает вопрос: будут ли эти 2 формы страхования сосуществовать вместе или фонд заменит процедуру страхования гражданской ответственности, на которую уже изымается 1% отчислений? Это не праздный вопрос, потому что еще одно отчисление в 1% от оборота строительства изымает из строительного бизнеса существенную сумму. Например, относительно Москвы можно сказать, что это не менее 2,5 млрд рублей ежегодно. Эти средства не будут работать, приносить прибыль отрасли, что отразится негативным образом на ее состоянии.
Мнение застройщиков: Мария Диброва, ведущий юрист региональной общественной организации по защите прав дольщиков «Правозащита»
Компенсационный фонд не выполнит возложенную на него задачу, это понятно сразу. Во-первых, потому, что чего-чего, а контролирующих организаций в строительстве и так очень много, а обманутых людей не убывает. Во-вторых, сам закон ФЗ № 214 имеет такое количество защитных мер, что создание нового фонда кажется уже совершенно избыточным.
В-третьих, если компенсационный фонд будет действовать по аналогии с АСВ, то простой вкладчик мало что получит. АСВ больше отказывает в выплатах, чем компенсирует. Суды забиты исками по этому поводу. Все сведется к увеличению административного аппарата новых чиновников, на которых будут тратиться государственные деньги, и увеличению исков граждан — теперь еще и к компенсационному фонду.
И самое главное — финансирование фонда планируется из средств застройщиков. А это на деле будет обозначать — за счет дольщиков.
Выходит, сами себя еще и страховать будем?