Практика субъектов РФ: намеренное ухудшение жилищных условий

Анализ вышеуказанных правовых актов 15 субъектов РФ позволяет привести наиболее полный перечень тех действий, которые законодательно определены намеренным ухудшением жилищных условий:

  • изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
  • обмен жилыми помещениями;
  • невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
  • изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
  • вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
  • выдел доли собственниками жилых помещений;
  • отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

Кроме того, в нескольких регионах помимо вышеуказанных действий намеренным ухудшением жилищных условий считается:

  • расторжение договора социального найма по инициативе гражданина

(Закон Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан»);

  • регистрация по месту жительства, если до совершения данного действия гражданин не являлся нуждающимися в жилых помещениях

(Закон Псковской области от 10.07.2006 N 566-ОЗ);

  • перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;
  • изменение порядка пользования жилым помещением;
  • выход из жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с получением пая;
  • выселение гражданина по своей инициативе из жилого помещения, занимаемого им в качестве нанимателя (члена семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или собственника (члена семьи собственника) жилого помещения

(Закон Краснодарского края от 29.12.2008 N 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»).
В указанном выше примере вселение члена семьи, повлекшее уменьшение количества квадратных метров общей площади, приходящегося на одного человека, расценивается как намеренное ухудшение жилищных условий.

фото рф

Но в то же время, как разъяснено Конституционным Судом РФ в Определении от 19.04.2007 N 258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Буквальное толкование данного разъяснения Конституционного Суда РФ может привести к применению статьи 53 Жилищного кодекса РФ только после вступившего в законную силу приговора суда, которым установлены вышеуказанные умышленные действия.
Кроме того, даже в указанном выше простом примере из практики может быть ряд исключений, когда то же вселение не может считаться намеренным ухудшением жилищных условий, и эти исключения опять же юридически закреплены в региональных правовых актах.
Так, согласно Закону г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей, а также вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет, не признаются действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий.
Представляется необходимым при определении намеренности ухудшения жилищных условий также учитывать и объективные временные обстоятельства.
Так, в случае вселения и регистрации по месту жительства супруга (супруги) после заключения брака вопросов не возникает, но если указанные действия производятся по истечении нескольких лет семейной жизни, а затем гражданин сразу обращается в органы местного самоуправления по вопросу признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, то следует учитывать и период времени с момента совершенных действий.
Помимо указанных выше, не могут считаться намеренным ухудшением жилищных условий следующие действия:

  • расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
  • признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
  • вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:

— обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
— безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной или муниципальной власти;
отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;
вселение временных жильцов (Закон Республики Карелия от 06.02.2006 N 958-ЗРК).
Однако представляется, что утверждение в федеральном законе или Жилищном кодексе РФ закрытого перечня всех возможных действий граждан, которые на практике не должны расцениваться как намеренное ухудшение ими своих жилищных условий, не представляется возможным ввиду различных условий жизни граждан и своеобразия гражданско-правовых сделок. В каждом отдельно взятом случае решение о намеренности действий гражданина должно приниматься объективно с учетом оценки всех обстоятельств жилищных условий заявителя.

Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что в большинстве субъектов РФ аналогичные указанным выше правовые акты отсутствуют, органы местного самоуправления фактически вынуждены руководствоваться только диспозицией статьи 53 Жилищного кодекса РФ и документами, представленными заявителем.
Ухудшение жилищных условий может выражаться в различных формах и действиях, но главное и основное доказательство состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий — постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении — должна быть установлена прямая причинная связь.
Косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Практика показывает, что в большинстве случаев в действиях граждан, совершивших ухудшение своих жилищных условий, нет нацеленности на создание искусственного ухудшения жилищных условии с целью постановки на учет.
Так, гражданин может до обращения в органы местного самоуправления совершить действия, которые являются намеренным ухудшением жилищных условий и утверждены в качестве таковых нормативно-правовым актом субъекта РФ, но указанные действия совершены им не для постановки на учет, обеспечения жильем, а в рамках свободы договора, и, следовательно, статья 53 Жилищного кодекса не будет подлежать применению.
Хотелось бы отметить, что попытки внесения изменений в ст. 53 ЖК РФ уже предпринимались. Так, Московская областная Дума разработала законопроект, регламентирующий перечень действий, которые, наоборот, не следует относить к намеренному ухудшению жилищных условий:

«1) вселение в жилое помещение супруга (супруги), несовершеннолетних детей;
2) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
3) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
4) вселение в жилое помещение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
а) обладали по предыдущему месту самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
б) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления».
Утверждение нормативными актами действий, расценивающихся как намеренное ухудшение жилищных условий, и тех действий, которые таковыми не являются, будет способствовать исключению возможности произвольного толкования нормы статьи 53 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, неукоснительному и однозначному применению жилищного законодательства.

материал прислан нашим пользователем Екатериной.

Спасибо!

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

комментария 2 “Практика субъектов РФ: намеренное ухудшение жилищных условий”

  1. Буду очень рада,если информация которую я нашла, окажется кому-то полезной)

    • Информация очень полезная и нужная.Особенно про косвенные догадки и без доказательные выводы для отказа в постановке на очередь.У нас похоже наряду с борьбой с реальными нарушениями идет борьба за рост показателей для отчетности и поиск злодеев даже где их нет.

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.

Рейтинг@Mail.ru