Намеренное ухудшение жилищных условий по Жилищному кодексу РФ

Здравствуйте! Думаю кому нибудь пригодится, мне на многое открыло глаза. Все таки писалось человеком разбирающимся в юр. деле. Ещё есть продолжение, но для военнослужащих.

Намеренное ухудшение жилищных условий по Жилищному кодексу РФ

Одной из новелл Жилищного кодекса РФ, вступившего в силу 1 марта 2005 г., являются положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ, устанавливающие, что граждане, которые с намерением приобрести права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Между тем из содержания указанной нормы однозначно не следует, что необходимо понимать под намеренным ухудшением жилищных условий, какие действия следует рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий, каков порядок установления в действиях граждан, желающих встать на учет, факта намеренного ухудшения жилищных условий. Следует отметить, что решение указанных вопросов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку в правоприменительной деятельности судов общей юрисдикции и органов местного самоуправления можно встретить неоднозначное толкование положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом четких критериев, позволяющих установить в действиях граждан факт намеренного ухудшения жилищных условий, ни судебной практикой, ни правовой наукой не выработано. Оставил данный вопрос без внимания и Пленум Верховного Суда РФ.
Правовая сущность намеренного ухудшения жилищных условий достаточно точно определена Конституционным Судом РФ, который указал, что намеренное ухудшение жилищных условий будет иметь место, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем (Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации»). При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов, как справедливо отмечает Конституционный Суд РФ, должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий является частным случаем злоупотребления правом, заключающимся в использовании лицом субъективного права в противоречии с его социальным назначением.
Анализируя положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ, В.М. Корякин выделяет следующие признаки намеренного ухудшения жилищных условий:
1) действия совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
2) данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
3) действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);
4) в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Вместе с тем указанные признаки, по нашему мнению, не отражают правовой сущности рассматриваемого явления и не позволяют отграничить его от смежных категорий.
Как представляется, можно выделить следующие признаки намеренного ухудшения жилищных условий.
Во-первых, действия, квалифицируемые как намеренное ухудшение жилищных условий, совершаются лицами, которые в соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Между тем, если на момент совершения действий, в результате которых обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи стала менее учетной нормы, заявитель не относился к категориям граждан, которым на основании ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации могут быть предоставлены жилые помещения по договорам социального найма, то такие действия нельзя рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий, совершенное с целью приобрести право состоять на учете. Таким образом, действия, направленные на ухудшение жилищных условий, совершаются специальным субъектом.
Во-вторых, по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации как ухудшение жилищных условий следует рассматривать совершение физическими лицами любых юридически значимых действий, в результате которых обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи стала менее учетной нормы. При этом необходимо учитывать, что совершение указанных действий следует рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий лишь в том случае, если до их совершения обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи была более учетной нормы.
Как представляется, в соответствии с действующим законодательством намеренное ухудшение жилищных условий составляют исключительно действия, т.е. активное волевое поведение субъектов жилищных правоотношений, направленное на уменьшение обеспеченности общей площадью жилого помещения. Не может быть признано намеренным ухудшением жилищных условий бездействие лица. Так, не является намеренным ухудшением жилищных условий невступление наследника в наследство. Думается, что действующая редакция ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не в полной мере соответствует правовой природе рассматриваемого института, так как и в результате бездействия субъекты жилищных правоотношений могут искусственно создать условия, которые потребуют участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их жилыми помещениями.
В соответствии с жилищным законодательством как ухудшение жилищных условий квалифицируется поведение граждан, направленное на уменьшение обеспеченности общей площадью жилого помещения. При этом не имеют правового значения такие факты, как наличие ремонта, месторасположение, рыночная стоимость жилого помещения. Так, ухудшением жилищных условий будет считаться приобретение жилого помещения большей стоимостью, но меньшей общей площадью. Вместе с тем данные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии у граждан при совершении подобных действий цели приобретения права состоять на учете нуждающихся.
В качестве действий, направленных на уменьшение обеспеченности общей площадью на одного члена семьи, можно рассматривать:
1) раздел, обмен жилого помещения;
2) перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;
3) изменение порядка пользования жилым помещением;
4) вселение (согласие на вселение) гражданином — собственником жилого помещения в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением его супруга, несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, а также несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей супруга;
5) вселение (согласие на вселение) гражданином — членом жилищного или жилищно-строительного кооператива в занимаемое им жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением его супруга, несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, а также несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей супруга;
6) вселение (согласие на вселение) гражданином — нанимателем жилого помещения по договору социального найма в занимаемое им жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением его супруга, несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, а также несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей супруга;
7) отчуждение пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения);
8) расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя в случаях, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации;
9) выселение гражданина по своей инициативе из жилого помещения, занимаемого им в качестве нанимателя (члена семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма;
10) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений, если такие действия привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений.
Кроме того, в силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации к ухудшению жилищных условий следует относить действия собственника либо нанимателя жилого помещения, повлекшие за собой приведение жилого помещения в состояние, не отвечающее установленным для жилых помещений требованиям.
Рассматриваемые действия составляют объективную сторону намеренного ухудшения жилищных условий.
Анализ законодательства субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что перечень действий, которые необходимо квалифицировать как намеренное ухудшение жилищных условий, устанавливается региональным законодателем. Вместе с тем думается, что регламентация данного вопроса не относится к компетенции субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 6 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные правоотношения в пределах своих полномочий на основании Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним федеральных законов. Вместе с тем, в отличие от п. 8 и 9 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации не предоставляют органам власти субъектов Российской Федерации такого права.
В-третьих, ухудшение жилищных условий должно носить умышленный характер, т.е. совершая данные действия, лица осознают либо должны осознавать, что в результате они ухудшают свои жилищные условия, так как, к примеру, обеспеченность общей площадью на одного члена семьи становится менее учетной нормы. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения либо приведения жилого помещения в состояние, непригодное для дальнейшего проживания в нем.
В-четвертых, действия совершаются гражданами с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с этим должностным лицам органов местного самоуправления необходимо достоверно установить не только наличие умысла на ухудшение жилищных условий, но и то, что такое ухудшение обусловлено желанием состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Третий и четвертый признаки составляют субъективную сторону намеренного ухудшения жилищных условий и на практике вызывают наибольшие сложности с точки зрения установления и доказывания. Анализ судебной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев именно наличие умысла и цели приобретения права состоять на учете не находит своего подтверждения в судебном заседании.
В целях исключения фактов намеренного ухудшения жилищных условий законами отдельных субъектов Российской Федерации предусматривается необходимость предоставления заявителями документа органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащего сведения о сделках, совершенных заявителем и членами его семьи с жилыми помещениями за последние пять лет; расписки об отсутствии в течение последних пяти лет, предшествующих подаче заявления о принятии на учет, жилого помещения и (или) земельного участка, выделенного для строительства жилого дома, на праве собственности или на основе иного права, подлежащего государственной регистрации, по установленной форме, справок БТИ о неучастии в приватизации за последние пять лет. В то же время справка БТИ о неучастии в приватизации за последние пять лет не исключает возможности совершения гражданами иных сделок с жилыми помещениями и земельными участками в течение последних пяти лет, в том числе отчуждения объектов недвижимости, приобретенных на основании договоров купли-продажи, дарения, уступки прав требования, в порядке наследования. Также следует отметить, что ни Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ни принятые в его развитие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность указанного органа, не предусматривают правовых оснований выдачи документа о сделках, совершенных с жилыми помещениями и земельными участками за последние пять лет. Кроме того, Росреестр не имеет технической возможности выдавать такого рода справки.
В соответствии со ст. 4 Закона Ненецкого автономного округа от 5 июля 2005 г. N 595-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» для установления факта намеренного ухудшения жилищных условий уполномоченный орган местного самоуправления направляет в организации и учреждения соответствующие запросы. Однако, как справедливо указывается в правовой науке, если гражданин обратится в суд, вряд ли органу местного самоуправления удастся доказать, что эти действия совершены с намерением приобретения права состоять на учете.
Таким образом, не разработано правовых механизмов, позволяющих не только однозначно доказать, что имело место намеренное ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете, но и выявить сам факт ухудшения жилищных условий. Сегодня отсутствует уполномоченный орган, который мог бы предоставлять органам местного самоуправления исчерпывающую информацию о том, что за последние пять лет заявителями действий, повлекших уменьшение обеспеченностью жилыми помещениями, не совершалось. В связи с этим возможность применения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации существенным образом ограничена.
Следует отметить, что толкование ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не позволяет ответить и на вопрос о том, кто вправе квалифицировать действия лица как намеренное ухудшение жилищных условий и кто должен доказывать наличие (отсутствие) умысла на совершение намеренных действий, в результате которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении: сам гражданин или же орган, полномочный принимать подобного рода решения.
В настоящий момент данный вопрос решается органами местного самоуправления самостоятельно. При этом региональный законодатель исходит из того, что если граждане совершают действия, направленные на ухудшение жилищных условий, то такие действия следует считать намеренными и совершенными с целью приобретения права состоять на учете. Что, как представляется, противоречит требованиям ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку законодательство исходит из презумпции добросовестности участников гражданского оборота, то полагаем, что ее опровержение, а следовательно, и установление факта намеренного ухудшения жилищных условий возможно только в судебном порядке по заявлению соответствующего органа местного самоуправления.
Как и иное злоупотребление правом, намеренное ухудшение жилищных условий порождает для лица, его совершившего, неблагоприятные правовые последствия. На основании ст. 53, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, во-первых, таким лицам отказывается в принятии на учет, во-вторых, они принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий. Кроме того, если в судебном заседании установлен факт намеренного ухудшения жилищных условий, то в соответствии с п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации суду следует отказать в защите права лица состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Следует отметить, что неистечение пятилетнего срока со дня совершения действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий, является основанием для отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, но не позволяет принять решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях. Лица, принятые на учет до истечения пятилетнего срока со дня совершения действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий, могут быть сняты с него лишь на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, если ими были предоставлены недостоверные сведения либо установлен факт неправомерных действий должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Лаконичность положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации порождает социальные и юридические проблемы, обусловливает возможность злоупотребления как со стороны органов местного самоуправления, создавая неограниченные возможности для усмотрения должностных лиц и возникновения коррупционных правоотношений, так и со стороны заявителей. Поскольку установить и доказать факт намеренного ухудшения жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях практически невозможно, последние, желая прежде всего реализовать возможность участия в федеральных целевых программах по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, используют дефекты ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и без каких-либо последствий совершают действия по отчуждению принадлежащих им жилых помещений.
На основании изложенного в целях исключения возможных злоупотреблений, определения круга обстоятельств, подлежащих выяснению при решении вопроса принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, считаем целесообразным рассмотреть возможность внесения изменений в ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, определив исчерпывающим образом перечень действий, квалифицируемых как намеренное ухудшение жилищных условий.

Намеренное ухудшение жилищных условий: вопросы правоприменения. Д.Е. Зайков, кандидат юридических наук. 

Переслал наш посетитель Иван.

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

комментариев 38 “Намеренное ухудшение жилищных условий по Жилищному кодексу РФ”

  1. Светлана:

    Здравствуйте. У нас такая ситуация: с 2001 года а проживаю в г. Москве, до 2008 года проходила службу в МВД. В Ставропольском крае в 2010 году приватизировала и в 2011 году продала 2-комнатное общежитие. В 2012 году восстановилась в МВД. В конце 2013 года узнала о субсидии на покупку жилья для сотрудников имеющих выслугу 10 лет, так как на этот момент выслуга есть хотела встать на очередь на получение субсидии, мне отказали на ссылаясь на то что я ухудшила свои жилищные условия и надо ждать 5 лет. Подскажите пожалуйста, учитывая, что жилье продано в другом регионе (т.е. я не ухудшила никак свое положение, потому что в г. Москве снимаю квартиру все эти годы) могут ли меня поставить на очередь до истечения пятилетнего срока?

    • Здравствуйте, Светлана!
      В соответствии с действующим законодательством РФ учитываются сделки с недвижимостью, принадлежащей на праве собственности независимо от ее места нахождения (региона).
      С уважением, Клуб Бессонова.

  2. Здраствуйте,мой муж военнослужащий,перед тем как устроиться на работу я его прописала к своей маме постоянно,где и сама была прописана,когда устроился на работу выписался и прописался в военной части и заодно меня с ребенком прописал.Встал на очередь для получения в дальнейшем субсидий для военной ипотеки и подал документы для получения поднаемных денежных средств,и в итоге пришел отказ,по причине умышленного ухудщенич жилищных условий,как так если у него даже собственности нету,Разве это считается умышленным ухудщением жилищных условий?Но на очередь нас поставили…

    • Здравствуйте, Кристина!
      При определении нуждаемости в жилых помещениях учитывается не только наличие собственности, но и регистрация по месту жительства (прописка). Регистрация по месту жительства (прописка) дает право пользования (проживания) жилым помещением, а следовательно гражданин считается обеспеченным жилым помещением на данный момент времени и снятие с регистрации (выписка) считается поэтому намеренным ухудшением жилищных условий.
      С уважением, Клуб Бессонова.

  3. татьяна:

    Здравствуйте. Ответьте пожалуйста, мои родители решили подарить мне дом в деревне, в котором они прописаны и проживают до сих пор. Был оформлен договор дарения. Через три месяца был составлен обратный договор дарения от меня к родителям. Я там никогда прописана не была и не проживала. Я проживаю в другом населенном пункте. Можно ли доказать, что это не ухудшение моих жилищных условий? Мне отказали в выдаче жилищного сертификата в системе МВД. Спасибо.

    • Здравствуйте, Татьяна!
      К сожалению, действующее законодательство РФ не учитывает отсутствие/наличие регистрации (прописки) и проживания в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности, а лишь сам факт права собственности. «Обратное» дарение рассматривается уже как намеренное ухудшение жилищных условий.
      С уважением, Клуб Бессонова.

  4. n:

    Суд не учел ,что истец неоднократно обращался в администрацию с вопросом проведения осмотра жилого помещения на предмет непригодности, однако необходимых действий и письменных ответов от администрации получено не было.

    • @n,
      Здравствуйте, Н!
      К сожалению, Вы не написали в вопросе, какие обращения были в администрацию (устные или письменные)? Заявление в межведомственную комиссию должно быть письменным с приложением пакета документов, указанных в п.45 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 08.04.2013) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В случае отказа в принятии заявления или не проведения обследования (не путать с проведенной экспертизой) с дальнейшим принятием решения в течении 30 дней с момента регистрации заявления (п.46 Положения), Вы имеете право обжаловать данное бездействие в соответствии со ст.254 («Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего») Гражданского процессуального кодекса РФ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.05.2014) и в судебном порядке обязать межведомственную комиссию провести необходимое обследование и принять решение. Суд сам не принимает решения о признании жилого помещения непригодным для проживания, а может лишь рассмотреть вопрос обжалования уже принятого решения межведомственной комиссии, если указанное решение не удовлетворяет нанимателя или собственника жилого помещения. Иск об предоставления жилого помещения и заявление об оспаривании бездействия разные по существу вопроса. Дать же правовую оценку решения суда без ознакомления с решением суда (полным текстом) невозможно. Если у Вас есть возможность отсканировать Ваш иск и решение суда, то Вы можете выслать их на нашу электронную почту (указана на главной странице сайта) и мы произведем анализ указанных документов.
      С уважением, Клуб Бессонова.

  5. н:

    Решение суда обязует предоставить инвалиду (вставшему на учет до 2005г.) жилое помещение 60м. за вычетом общей площади 24м.-частный жилой дом, принадлежащий на праве собственности (перешел в собственность по наследству до 2005 г.).Правомерен ли вычет, если в деле есть заключение экспертизы, что дом непригоден для проживания.Судья настаивала, что нет заключения комиссии о непригодности. И важен ли факт приобретения по безвозмездной сделке(наследство) до вступления ЖК РФ в силу?Кроме того вычли общую площадь 24 м., а не жилую 13 м.

    • @н,
      Здравствуйте, Н!
      В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ (а не ЖК РСФСР, в соответствии с которым Вы были приняты на учет). Следовательно, в соответствии с ч.7 ст.57 Жилищного кодекса РФ (ред. от 04.06.2014) при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (основания приобретения в собственность – наследство, дарение, купля/продажа – не имеют значения). В данном случае площадь жилого помещения это общая площадь (а не только жилая), т.к. в соответствии с ч.1 ст.16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната (т.е. Ваш жилой дом является жилым помещением, включая и вспомогательные помещения – коридор, кухня и т.д.). Что же касается заключения о непригодности жилого помещения для проживания, то действительно данное решение может принять только межведомственная комиссия, действующая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 08.04.2013) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», т.к. в соответствии с ч.3 ст.15 Жилищного кодекса РФ порядок признания помещения жилым помещением (и соответственно непригодным для проживания) и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ (указанное выше Постановление). Заключение экспертизы является только основанием для принятия соответствующего решения комиссией. Процедура обращения в межведомственную комиссию и принятие ею решения обязательна.
      С уважением, Клуб Бессонова.

  6. Добрый день, помогите разобраться! Стоим 3 года в очереди в программе «Молодая семья» в Моск. обл. В этом году очередь подошла, но отказали, т.к. ссылаются на ст.53 ЖК. У нас с с мужем в собственности ничего нет и не было, у меня прописка в г.Астрахани была, поженились в 2009г., муж прописан в однушке у свекрове в МО, мне там сделали временную регистрацию, в 2011 г. после рождения ребенка, прописали меня и ребенка в эту однушку и сответственно кв.м стало мало на человека. Подали заявление в местную администрацию о признании нас нуждающимися в улучшении жил. условий чтобы поучаствовать в программе «молодая семья». Нас признали нуждающимися и поставили в очередь. Ждали 3 года и сейчас нас подвели под 53 ст. ЖК, сказали что мы должны были 5 лет прожить вот так а потом вступатьв программу, но тогда нам уже будет 40 лет, программа рассчитана до 35. Помогите советом как быть? правомерен ли отказ?

    • @Надежда,
      Здравствуйте, Надежда!
      В соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (к которым относится и Московская область). Мы не можем проконсультировать Вас по местному (региональному) законодательству, Вам желательно обратиться к юристу по месту жительства, т.к. к примеру в г.Москве прописка супругов и детей намеренным ухудшением жилищных условий на считается.
      С уважением, Клуб Бессонова.

  7. Альбина:

    Здравствуйте.
    Наша семья в составе 4 человек проживает в квартире 53,1 кв.м. (в собственности). У моих родителей квартира, где моя доля — 8,86 кв.м — после смерти отца все дети — и я в том числе — решили маме долю свою отдать.
    Если у нас появится еще один ребенок, сможем ли мы встать на учет не дожидаясь 5 лет?
    Спасибо

    • @Альбина,
      Здравствуйте, Альбина!
      Для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях кроме несоответствия учетной норме (меньше кв.м. на человека, чем установлено) необходимо быть признанным малоимущими. В соответствии с ч.1 ст.49 Жилищного кодекса РФ (ред. от 28.12.2013) малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Т.е. кроме доходов учитывается и имеющаяся собственность.
      Что же касается Вашего основного вопроса, то при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма (тем кто находится на учете) в соответствии с ч.8 ст.57 Жилищного кодекса учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
      С уважением, Клуб Бессонова.

  8. Ibris:

    Добрый день, подскажите, пожалуйста, могу ли я претендовать на получение субсидии. Мне 27 лет, сыну три года. фактически проживаю со матерью в квартире 36 кв.м. , квартира оформлена на меня, потому как на момент покупки мать по состоянию здоровья не могла осуществлять сделку купли- продажи. Фактически у меня нет собственного жилья.

    • @Ibris,
      Здравствуйте, Ibris!
      Приносим извинения за задержку с ответом. К сожалению, учитывается именно формальное право собственности (имеющее государственную регистрацию).
      С уважением, Клуб Бессонова.

  9. Мой муж и сын прописаны в квартире 58 кв.м.,помимо них прописаны ещё 4 человека,но нет на неё документов, а поэтому не можем встать на очередь по программе молодая семья.Если их перепрописать к моей маме,где сейчас прописаны двое,т.е. получится 4 человек(19 кв.м.).Будут ли признанны эти действия умышленными по ухудшению жилищных условий?

    • @анастасия,
      Здравствуйте, Анастасия!
      В соответствии со ст.53 (Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий) Жилищного кодекса РФ (ред. от 28.12.2013) граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Т.е. если Вы пропишите мужа с сыном в квартире мамы, где в данный момент у нее более учетной нормы, а после прописки станет гораздо меньше и Вы обратитесь в органы власти о признании Вас нуждающимися, то это будет признано намеренным ухудшением жилищных условий со всеми вытекающими из этого последствиями.
      С уважением, Клуб Бессонова.

  10. Здравствуйте! 8 лет назад мои родители приобрели в С-Петербурге моему младшему брату в наследство двухкомнатную квартиру, но так как он был еще несовершеннолетний квартиру оформили на меня (мне родители в наследство пообещали свой частный дом в Московской области). Сейчас я являюсь военнослужащим прописан и живу вместе со своей женой и двумя детьми в С. Петербурге в квартире брата (ему она пока не нужна он работает в другом городе). Фактически жилья у меня нет. Недавно узнал, что можно получить субсидию на приобретение жилья для военнослужащих. Теперь не знаю что делать, ведь по документам у меня есть жилье. Мне что переоформить квартиру на брата и ждать 5 лет? Подскажите есть еще варианты?

  11. Доброго времени суток. В декабре 2013 года я продал 3-х комнатную квартиру в райцентре, в настоящее время покупаю однокомнатную квартиру в областном центре, которая в полтора раза дороже, проданной «трешки». Сам же живу с семьей в другом регионе в квартире по договору соцнайма. Квартиру приобрел для сына, который вскоре намерен обучаться в ВУЗ города где куплена квартира. Сегодня знакомый подсказал, что я могу претендовать на получение единовременной субсидии на приобретение жилья, как гражданский служащий. Подскажите ухудшены ли мои жилищные условия? Общая квадратура позволяет быть нуждающимся.

    • @Введите ваше имя…Чингис,
      Здравствуйте, Чингис!
      В Вашем случае Вы действительно ухудшили свои жилищные условия, т.к. в соответствии с ч.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ (ред. от 28.12.2013) при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Т.е. в расчет принимается суммарная площадь всех жилых помещений (занимаемых по договору соц.найма и находящихся в собственности) и поэтому не важно, что отдельно в квартире где Вы непосредственно проживаете «позволяет квадратура» быть признанным нуждающимся.
      С уважением, Клуб Бессонова.

  12. Здравствуйте!
    Мы с совершеннолетней дочерью проживаем в приватизированной комнате 12,7 кв.м в квартире коммунального заселения и в течение 17 лет стоим в очереди на улучшение жилищных условий. Три года назад я прописала мужа (в браке 20 лет), что повлекло ухудшение жилищных условий. Из-за этого мы не можем воспользоваться программами для улучшения жилищных условий. Ранее муж был прописан в г. Владимире в приватизированной квартире моих родителей, в которой у него нет доли собственности. Может ли данный случай рассматриваться как ухудшение жилищных условий, если по закону очередником вместе с нами он может стать имея постоянную регистрацию в Москве не менее 10 лет?

    • @Татьяна,
      Здравствуйте, Татьяна!
      Дело в том, что в соответствии с ч.7 ст.57 Жилищного кодекса РФ (ред. от 28.12.2013) при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Т.е. прописав мужа, Вы уменьшили площадь жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи и соответственно при улучшении жилищных условий Вам с дочерью должны предоставить уже больше «квадратов» в новом жилом помещении, чем до прописки мужа.
      С уважением, Клуб Бессонова.

  13. Здравствуйте! Хотел бы получить Вашу консультацию по следующиму вопросу. Моей семьей: я, супруга и двое несовершеннолетних детей за МК в 2011 году был куплен дом с жилой времянкой общей площадью 60 кв. м. , в доме частичные удобства, кухня во времянки, дом старый 1958 г. постройки. Дом оформлен в долевую собственность. В доме мы не проживаем, у нас есть трехкомнатная квартира. в которй все и прописаны. Сейчас мы хотим продать дом и купить двухкомнатную квартиру. Я знаю, что органы опеки разрешать провести сделку, если не будут ухудшены жилищные условия. Что это значит? Какую квартиру нам следует искать.

    • @Юрий,
      Здравствуйте, Юрий!
      В данном случае необходимо, чтобы в приобретаемом жилом помещении ребенок имел не менее имеющихся у него кв.м. на данный момент и соответствующей стоимости.
      С уважением, Клуб Бессонова.

  14. Анастасия:

    Здравствуйте, в квартире 42,6 м прописаны: отец, дочь,сын и ребенок сына. Хотим прописать еще человека,а это жену сына, это будет являться ухудшением жилищных условий и каков шанс, что все же этот закон можно обойти…)))

    • Здравствуйте, Анастасия!
      Законодательно, на федеральном уровне ст.53 Жилищного кодекса РФ (ред. от 28.12.2013) говорит лишь о «намерениях гражданина, направленных на ухудшение своих жилищных условий», но не установлены точные критерии, что является намеренным ухудшением жилищных условий. Как правило такие критерии устанавливаются в региональных законодательствах. Единственно, понятие намеренного ухудшения жилищных условий достаточно точно определена Конституционным Судом РФ от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации», который указал, что намеренное ухудшение жилищных условий будет иметь место, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Практика достаточно разнообразна и поэтому точно сказать будут ли указанные Вами действия рассматриваться как ухудшение жилищных условий в Вашем регионе сложно. Вам необходимо проконсультироваться с юристом по месту жительства.
      С уважением, Клуб Бессонова.

  15. Являюсь военослужащим (служу более 20 лет).Состоял в браке с 2005 года был прописан в квартире жены,которая являлась ее собственностью. В 2006 году постоянно зарегестрировался к матери (она является собственником)и ухудшил свои жилищьные условия(на каждого проживающего там стало менее 7 кв. метров). В 2011 году развелся. В постановке на очередь отказали, аргументировав, что развод является основанием постановки на очередь,т.к. я будучи членом семьи жены мог пользоваться ее квартирой, а регистрация при этом не важна. И должно пройти 5 лет не с 2006 года (фактическое ухудшение жилищных условий), а с 2011 года (юридическое ухудшение жилищных условий)). Обосновано ли это, если учесть, что инициатором развода была жена.

    • Здравствуйте, Андрей!
      В первую очередь рассмотрим основания по которым Вам отказали в постановке на очередь. В соответствии со ст.15 («Право на жилище») Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О статусе военнослужащих» порядок признания лиц, нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством РФ. Указанный порядок признания установлен в Постановлении Правительства РФ от 29.06.2011 № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» (вместе с «Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями», «Правилами предоставления военнослужащим — гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно»), где в п. 6 сказано, что военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Отнесение расторжения брака к намеренным действиям по ухудшению жилищных условий установлено Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 (ред. от 21.03.2013) «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» (вместе с «Инструкция о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», «Инструкция о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений»), где в п.4 Инструкции сказано, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются — действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей. Т.е. речь идет именно о намеренных действиях с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Но!!! Понятие намеренного ухудшения жилищных условий достаточно точно определено Конституционным Судом РФ от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации («Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий»)», который указал, что «намеренное ухудшение жилищных условий будет иметь место, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст.53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются». Т.е. отнесение расторжения брака априори (заранее и бездоказательно) к намеренному ухудшению жилищных условий идет вразрез с действующим законодательством РФ. Вам желательно обратиться к юристу очно, т.к. вопрос сложный и в рамках интернет-консультации без детального анализа ситуации, имеющихся документов и доказательств рассмотреть его более подробно не представляется возможным.
      С уважением, Клуб Бессонова.

  16. Добрый день, Татьяна!
    У меня сейчас такая проблема, я служу в пожарной охране, сейчас нашим сотрудникам стали выдавать квартиры и я хотел встать так сказать в очередь на получения жилья, так как через месяц буду без жилья. Проблема в том, что сейчас я имею долю в квартире с родителями и сестрой, но эта квартира сейчас будет совместно реализовываться, то есть я не отказываюсь от доли умышлено, доля останется у меня деньгами, а квартира продается полностью другим людям. С одной стороны это является сделкой с недвижимостью, с другой стороны если 3 члена семьи приняли решение разделить квартиру а я четвертый хоть и несогласен, но не имею возможности выкупить их доли, будет ли это считаться ухудшением жилищных условий, согласно которым меня 5 лет не смогут поставить в очередь на получение жилплощади?
    Заранее спасибо!!!

    • Здравствуйте, Вадим!
      В ст.53 («Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий») Жилищного кодекса РФ (ред. от 02.07.2013) речь идет только о намерении гражданина приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилым помещениях, а не о сделках с недвижимостью вообще. Если же гражданин уже был признан нуждающимся в жилых помещениях (нуждался в улучшении жилищных условий) и совершил какие либо сделки, то в соответствии с ч.8 ст.57 («Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях») Жилищного кодекса РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
      С уважением, Клуб Бессонова.

  17. Есть квартира в Хамовниках 83 м2 (жилая 27 м2) высота потолка 3,9 м. Выселяют и предлагают Таганку 70 м2 (жилая 37 м2) высота потолка 2,75 м. Т.е. по кубатуре вместо 323 м3 предлагают 192 м2. Нас 6 человек. По закону это ухудшение жилищных условий?

    • Здравствуйте, Сергей!
      При предоставлении жилого помещения (в т.ч. и в связи с расселением) учитываются общая и жилая площадь, понятия «кубатуры» (объема) в действующем законодательстве РФ нет. Поэтому предоставление жилого помещения с высотой потолка менее, чем в предыдущем жилом помещении не считается ухудшением жилищных условий. В соответствии со ст.15 Жилищного кодекса РФ (ред. от 02.07.2013) жилое помещение должно соответствовать установленным требованиям. Данные требования установлены в главе II («Требования, которым должно отвечать жилое помещение») Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 08.04.2013) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с п.22 указанного Постановления высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IА, IБ, IГ, IД и IVа должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах — не менее 2,5 м. Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м. Т.е. устанавливаются лишь минимальные значения.
      С уважением, Клуб Бессонова.

  18. Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос. Мой муж и двое наших общих детей прописаны в квартире, собственником которой является муж (площадь квартиры 43 кв. метра). Я прописана в другом населенном пункте в частном доме родителей, где проживала до замужества. В квартиру мужа я переехала сразу после свадьбы, но вот с пропиской из-за вечной нехватки времени и удаленности сразу не занялась. Теперь мы хотим оформить социальную ипотеку, но для этого требуется , чтобы все члены семьи были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи не выше 14 квадратных метров. Я пропишусь к мужу. Тогда на каждого члена семьи у нас будет (не только фактически, но и юридически) 11 метров Вопрос: будет ли относится моя выписка-прописка из родительского дома в квартиру мужа действием по намеренному ухудшению жилищных условий и надо ли будет ждать пять лет, для возможности оформления социальной ипотеки?

    • Здравствуйте, Татьяна!
      Законодательно, на федеральном уровне ст.53 Жилищного кодекса РФ (ред. от 02.07.2013) говорит лишь о «намерениях гражданина, направленных на ухудшение своих жилищных условий», но не установлены точные критерии, что является намеренным ухудшением жилищных условий. Как правило такие критерии устанавливаются в региональных законодательствах. Единственно, понятие намеренного ухудшения жилищных условий достаточно точно определена Конституционным Судом РФ от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации», который указал, что намеренное ухудшение жилищных условий будет иметь место, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Практика достаточно разнообразна и поэтому точно сказать будут ли указанные Вами действия рассматриваться как ухудшение жилищных условий в Вашем регионе сложно. Вам необходимо проконсультироваться с юристом по месту жительства.
      С уважением, Клуб Бессонова.

  19. олеся:

    здраствуйте! у меня такая ситуация:мои родители продали квартиру, где я была прописана в ордере, от доли я отказалась потому что покупала участок с домиком под материнский капитал с целью строительства. в строительстве мне отказали,т.к. участок по их мнению не пригоден для этого.в постановке на очередь мне тоже отказали,говорят я ухудшила жилищные условия себе и двоим детям, могу ли я пойти по програме «молодая семья» или мне оставить всякую затею на этот счет? заранее спасибо

    • Здравствуйте, Олеся!
      Для участия в программе «Молодая семья» необходимо признание нуждающимися в жилых помещениях. В Вашем случае в соответствии со ст.53 («Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий») Жилищного кодекса РФ (ред. от 02.07.2013) Вы можете быть признанными нуждающимися в жилых помещениях только через 5 лет.
      С уважением, Клуб Бессонова.

Ответить Альбина

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.

Рейтинг@Mail.ru